Часто задаваемые вопросы

Куда можно пожаловаться на сотрудника полиции, и какие меры реагирования должны быть приняты по жалобе?

О противоправных действиях сотрудников полиции можно сообщить его непосредственному руководителю, в инспекцию по личному составу, в службу собственной безопасности органа внутренних дел, а также в органы прокуратуры. По обращению гражданина будет проведена служебная проверка, по результатам которой - определены меры реагирования.

На какой срок имеют право задержать человека в полиции?

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 « Сроки административного задержания» КоАП РФ.

Административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ (Ст. 94 УПК РФ «Основания освобождения подозреваемого).

Можно ли вызвать полицию, если поздно вечером или ночью во дворе под окнами шумят соседи или компания? Что полицейские могут сделать в этом случае?

Подобные действия будут квалифицироваться как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ). В таких случаях прибывшие по вызову сотрудники полиции обязаны немедленно потребовать прекращения противоправного поведения. А также обеспечить документирование противоправного деяния, а именно: составить протокол об административном правонарушении.

Что такое программа «Безопасный город»?

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования.

Какие документы имеет право требовать сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС), остановивший автомобиль?

Водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников ДПС передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Имеют ли право сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) останавливать и досматривать автомобилистов?

Да, имеют. При наличии определенных оснований. Например, при нарушении ПДД, при наличии ориентировки о том, что данное транспортное средство находится в розыске или используется в противоправных целях.

При каких обстоятельствах сотрудник полиции может воспользоваться моим личным автомобилем? Вправе ли я ему отказать?

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами 

Имеет ли право полиция не приезжать на телефонный вызов? И если да, то в каких случаях?

Сотрудники полиции в любом случае обязаны приехать на вызов.

Я написал заявление о краже, какие документы мне должны выдать?

При личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел одновременно с регистрацией заявления (сообщения) о происшествии оперативный дежурный обязан выдать Вам талон-уведомление. В нем указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

Имеет ли право полиция не принять заявление? И если да, то при каких условиях?

Органы внутренних дел обязаны принимать все поступающие к ним заявления.

Как узнать информацию (ФИО, рабочий телефон, адрес и время приема граждан и т.п.) о своем участковом?

Информацию о своем участковом можно узнать в дежурной части территориального органа внутренних дел или на официальном сайте МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ.

Если позвонивший в дверь представился участковым, как проверить, говорит ли он правду?

Попросить его предъявить служебное удостоверение.

Надо ли звонить в полицию, если я стал свидетелем подозрительной ситуации, которая показалась мне имеющей отношение к совершению преступления? Обязана ли полиция принять и зарегистрировать мое обращение?

Большинство преступлений раскрывается благодаря активному участию граждан. Сотрудники полиции в любом случае обязаны принять и зарегистрировать ваше обращение.

Как поставить квартиру на вневедомственную охрану?

Нужно обратиться в территориальный орган внутренних дел, где сообщат адрес и контактные телефоны территориального подразделения вневедомственный охраны или непосредственно в территориальное подразделение вневедомственной охраны.

Существуют ли льготы по оплате услуг вневедомственной охраны? И если да, то какие?

При оплате услуг вневедомственной охраны для отдельных категорий граждан предусмотрены льготы, о которых можно узнать в комитетах социальной защиты населения по месту жительства.

Какие документы необходимы при сдаче экзамена по вождению?

Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется - кандидат в водители), представляет в Государственную инспекцию:

У меня угнали автомобиль. Где можно посмотреть, числится ли он во всероссийском розыске?

Обратитесь в ближайшее отделение ГИБДД, там установлены соответствующие базы данных. В территориальном органе внутренних дел по месту подачи заявления об угоне.

Если в обычном паспорте России поставлена на стр.19 печать о пересечении границы Украины, действителен ли он?

В «Положении о паспорте гражданина Российской Федерации» дается исчерпывающий перечень отметок, которые там могут производиться. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.

Пункт 6 данного документа поясняет, что паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным. Следовательно, паспорт с печатью о пересечении границы Украины будет считаться недействительным.

Что означает статус «не соответствует» или «не действительный» при проверке паспортов?

В п.12 вышеназванного Положения дается перечень оснований для замены паспорта. При их наличии основной документ гражданина Российской Федерации считается недействительным и подлежит замене. Вот эти основания: достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Каким образом решается проблема внесения в паспорт гражданина Российской Федерации записи о национальной принадлежности?

В паспорте гражданина Российской Федерации не предусмотрена отметка о его национальной принадлежности.

 Что означает содержащийся в паспорте гражданина Российской Федерации реквизит «личный код»?

В ранее разрабатываемых редакциях проекта федерального закона «О государственном регистре населения Российской Федерации» предусматривалось законодательное определение термина «личный код», под которым понимается неизмененный идентификационный номер, присваивающийся лицу, учтенному в Регистре, т.е. систематизированном своде документированных персональных данных, формируемых на основе проведения государственного учета населения Российской Федерации. В этой связи пунктом 8 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, было нормативно закреплено внесение реквизита «личный код» в паспорт гражданина Российской Федерации. Однако, примечанием к пункту 5 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605, установлено, что реквизит "личный код" до разработки системы его присвоения временно не заполняется. В свою очередь МВД России выступило с инициативой об исключении из законопроекта «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» положений, касающихся включения в перечень сведений, вносимых в названные документы, реквизита «личный код».

Каковы полномочия полиции по контролю за соблюдением Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»?

Согласно положений Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется федеральными органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе.

Что касается полицейских, то наши обязанности и права по пресечению нарушений установленных запретов установлены другими законами, в частности: законом о полиции и Кодексом об административных правонарушениях.

Ответственность за курения табака в запрещенных ФЗ №15-ФЗ местах наступает по ст.6.24 КоАП РФ, предусматривающей штрафные санкции от 500 до 3000 рублей.

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях за различные нарушения Федерального закона №15-ФЗ даны не только сотрудниками полиции, это право предоставлено и другим федеральным органам исполнительной власти. Прежде всего это Госпожнадзор, СЭС и Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Федеральная антимонопольная служба, жилищная инспекция, роскомнадзор.

Большее число нарушений пресекается сотрудниками полиции, таких подразделений как ППС, УУП, ОВО, которые несут службу по охране общественного порядка на улицах и в других общественных местах.

Так, за 2013 год и 5 месяцев 2014 года к административной ответственности было привлечено 1505 граждан (2013 - 395, 2014 - 1110), в т.ч.:

- вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака (ст.6.23 КоАП РФ) – 5;

- курение в запрещенных местах (ч.1 ст.6.24 КоАП РФ) – 1379;

- курение на детских площадках (ч.2 ст.6.24 КоАП РФ) – 21.

Наибольшее число правонарушений выявлено на территории ГПКиО г.Орла, много фактов нарушения запрета на курение на расстоянии менее 15 метров от входа в помещение автовокзала; нередки случае обращения в полицию о нарушениях запрета на курение в помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Сотрудники полиции смогут штрафовать курильщиков только в местах на открытом воздухе, на детских площадках, на пассажирских платформах. А вот внутри различных объектов и помещений следить за этим должны будут органы здравоохранения, Роспотребнадзора и Госпожнадзора. К чему такое разделение? И есть ли у представителя органов здравоохранения, например, полномочия наложить штраф на человека, который курит в ресторане?

Сотрудники полиции вправе пресекать все нарушения запретов, установленных ст.12 федерального закона, а именно курение в общественных местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

4) в помещениях социальных служб;

5) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

6) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

7) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

8) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

9) на автозаправочных станциях.

Что касается органов здравоохранения, то они уполномочены только составлять такие протоколы, рассмотрение в их компетенцию не входит. Роспотребнадзор и Госпожнадзор вправе и пресекать и принимать решения о штрафе на граждан, курящих в запрещенных местах.

О действиях граждан при нарушении запрета на курение в кафе, барах, ресторанах.

В случае, если за соседним столиком посетитель закуривает, полагаю необходимым сделать замечание в корректной форме, напомнив, что курение в кафе и барах запрещено.

При отсутствии у курящего понимания неправильности его поведения, следует обратиться к администрации кафе с просьбой оградить других посетителей от вредного воздействия табачного дыма.

В случае бездействия либо одобрения курения в кафе со стороны администрации следует вызвать сотрудников полиции для пресечения правонарушения и составления протокола по ч.1 ст.6.24 КоАП РФ, оставить соответствующую запись в книге отзывов и предложений. Фото- видео- запись нарушения или аудиозапись разговора с курильщиком и администрацией кафе поможет сотрудникам полиции доказать факт нарушения, так как ожидая прихода сотрудников полиции нарушитель может прекратить противоправные действия.  

В последующем, необходимо направить обращение в Управление Роспотребнадзора для принятия в отношении должностных лиц кафе мер за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением Федерального закона № 15-ФЗ в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности (ч.3 ст.6.25 КоАП РФ).

Имеют ли право сотрудники УМВД (не ГИБДД) штрафовать граждан, нарушающих правила движения?

Права и обязанности полиции, необходимые для выполнения поставленных перед ней задач в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотрены Федеральным законом от 07.02.2011  №3-ФЗ «О полиции». Так, в п. 11 ч. 1 ст. 12 названного Закона закреплена обязанность полиции пресекать административные правонарушения, а в п. 1 ч. 1 ст. 13 - право полиции требовать от граждан прекращения противоправных действий.

Данным положениям Закона корреспондируют нормы Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009г. №185, в котором установлено, что организация исполнения государственной функции при осуществлении контроля за дорожным движением осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по региональном уровне, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, которые принимают меры к выявлению и пресечению нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения (п. п. 3, 4, 45), а в случае неповиновения их законному распоряжению или требованию либо воспрепятствования исполнению ими служебных обязанностей возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП.

Согласно п.4 Административного регламента сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также составление протокола об административном правонарушении в области дорожного движения осуществляется сотрудниками других подразделений полиции в соответствии с полномочиями.

Исходя из системного толкования указанных норм можно сделать вывод о том, что исполнении государственной функции в области дорожного движения может осуществляться сотрудниками Госавтоинспекции, а также сотрудниками других подразделений полиции в соответствии с их полномочиями.

Вопрос: Меня задержали сотрудники ППС. Они выписали мне штраф. Но на сотрудниках не было формы. Имеют ли право сотрудники ППС выписывать штраф в рабочее время, если на них нет формы?

Согласно ст. 16 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ  «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях отражения принадлежности сотрудника органов внутренних дел к службе в органах внутренних дел для него устанавливаются форменная одежда и знаки различия по специальным званиям.

На основании п.3 Правил ношения сотрудниками ОВД РФ форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаках отличия, утвержденных приказом МВД России от 26.07.14г. №575 в служебное время сотрудники обязаны носить установленную для них форму одежды, за исключением лиц, которым разрешено в служебное время ношение гражданской одежды.

Форменная одежда подразделяется по категориям сотрудников и видам на: выходную форму одежды, повседневную, особую форму одежды, форму одежды для несения наружной службы - патрульно-постовая и дорожно-патрульная.

Таким образом, при несении наружной службы сотрудниками ППС в рабочее время законом предусмотрена обязанность носить установленную для них форму одежды, за исключением случаев привлечения к участию в специальных мероприятиях по охране порядка, требующих конфиденциальности.

Сотрудники ППС во время несения службы вправе составлять материалы о выявленных правонарушениях, однако, решения о привлечении к административной ответственности, в.ч. о наложении штрафа, относится к компетенции должностных лиц, указанных в ст. 23.3 КоАП РФ.

Ответственность родителей за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.

Семейный кодекс РФ родительские права и обязанности относит к числу неотчуждаемых. Законодательство РФ на родителей детей налагает определенные обязанности, которые заключены в следующем:

1) воспитание детей;

2) развитие детей, в том числе путем получения основного общего образования;

3) создание условий для получения среднего (полного) общего образования;

4) забота о здоровье детей;

5) забота о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей;

6) содержание своих детей;

7) осуществление всех предусмотренных законом действий, направленных на защиту прав и интересов ребенка в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в суде.

Статья 65 Семейного кодекса РФ гласит: родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Наиболее строгими наказаниями за невыполнение родительских обязанностей на сегодня можно считать уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание (ч. 1 ст. 157 УК РФ) и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, сопряженное с жестоким обращением (ст. 156 УК РФ).

Способом защиты прав несовершеннолетних является и административное взыскание, налагаемое в соответствии со ст. 5.35, ч. 1, КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, что влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб.

Есть и другие способы повлиять на родителей, не желающих выполнять свои обязанности или не способных к этому по различным объективным или субъективным причинам.

Речь идет об ограничении и лишении родительских прав (ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ). Эти меры воздействия на родителей, прежде всего направлены на то, чтобы защитить интересы детей, оградить их от неблагоприятных факторов. Поэтому, как правило, родители, ограниченные в правах или лишенные их, на время или навсегда утрачивают не только большинство прав в отношении ребенка, но и возможность общения с ним. Для столь серьезных мер законом установлены строго формальные основания, последствия и порядок их применения.

Согласно ст. 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Что касается ограничения родительских прав, эта мера по своей сути, как правило, временная, поэтому и основания для ее установления более гибкие. Ограничение родительских прав, возможно, если оставлять ребенка с родителями опасно по объективным причинам (психическое расстройство или иное хроническое заболевание родителей, стечение тяжелых обстоятельств и др.) или из-за поведения родителей (но оснований для лишения прав пока нет).

Лишить родителей прав или ограничить такие права может только суд. При этом обратиться с заявлением о лишении родительских прав имеет право, например, один из родителей или тот, кто заменяет ребенку родителя. Также правом на обращение в суд обладает прокурор, органы опеки и попечительства и другие уполномоченные в сфере защиты детей органы и организации. Требовать ограничения родителей в правах могут, помимо перечисленных лиц, близкие родственники ребенка.

На основании ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

При ограничении родительских прав последствия не столь фундаментальны - родители теряют только право лично воспитывать ребенка и получать льготы и пособия. Однако при ограничении прав родителям могут быть разрешены контакты с ребенком, если это ему не повредит.

В свою очередь, ребенок в случае лишения или ограничения прав родителей не потеряет право на жилое помещение, право наследовать после родителей, право получать от них алименты, а также другие имущественные права, вытекающие из родства с родителями.

Поскольку ограничение родительских прав может быть установлено в том числе по объективным причинам, если такие причины отпали, ограничение может быть снято. Решение об этом также принимает суд.

Более сложная процедура восстановления родительских прав предусмотрена для родителей, которые были их лишены. Основанием для восстановления может стать только изменение поведения, образа жизни, а также отношения к воспитанию.

Таким образом проблема взаимоотношения родителей и детей порой носит не только морально-нравственный, но и юридический характер. С одной стороны, вопросы воспитания, образования, заботы о детях - предмет личного беспокойства родителя и его моральной ответственности. С другой стороны, все эти и многие другие обязанности государство закрепило законодательно, тем самым вынуждая недобросовестных родителей выполнять их под угрозой санкций. 

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации

В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

По нормативно принятому понятию, содержащемуся в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральном законе от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено, что несовершеннолетний (ребенок) - это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). Общий правовой статус ребенка детализируется в отдельных отраслях права.

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Данный орган осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними правонарушителями, предусмотренных КоАП РФ:

- ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;

- ст. 5.36 КоАП РФ «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»;

- ст. 6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ»;

- ст. 6.23 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака»;

- ст. 11.18 КоАП РФ «Безбилетный проезд»;

- ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ».

Административное наказание по общему правилу (ст. 4.5 КоАП РФ) может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. Особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим вину обстоятельством.

Из действующих видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ к несовершеннолетним зачастую применяются только два – предупреждение и административный штраф. Как правило, штраф в качестве меры наказания применятся при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества.

Ст. 2.3 КоАП РФ определена особенность административной ответственности несовершеннолетних в соответствии с которой Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть освобождено привлекаемое к административной ответственности лицо с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.

В качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних, ч.2 ст. 3.9 КоАП РФ не позволяет применять к лицам, не достигшим возраста восемнадцати летнего возраста административного ареста.

В соответствии со ст. 19, 20 УК РФ, ст. 73, п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. Согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ возраст уголовной ответственности, являющийся обязательным признаком субъекта преступления определяется на момент совершения действия или бездействия, независимо от времени наступления вредных последствий.                    Установление общего 16 - летнего возраста уголовной ответственности, а за отдельные преступления - 14 – летнего является своего рода особенностью наступления уголовной ответственности несовершеннолетних.

Уголовная ответственность несовершеннолетних является разновидностью юридической ответственности наряду с административно – правовой, гражданско – правовой и др.

УК РФ от 13.06.1996 № 63 - ФЗ содержит правовые основы уголовных наказаний и уголовной ответственности, выраженные в разделе V «Уголовная ответственность несовершеннолетних». В указанном разделе отражены особенности как уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних так и освобождения от них и иные специфические правовые последствия совершенных несовершеннолетними правонарушений (преступлений)

Следует отметить, что УК РФ не предусматривает каких – либо специальных наказаний для несовершеннолетних. Однако их круг отличается от общего перечня наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ по количественному признаку. Законодательством в отношении несовершеннолетних (ч. 2 ст. 87 УК РФ) предусмотрены меры государственного принуждения, которые могут быть применены к несовершеннолетним, совершившим преступления. Прежде всего, такими являются принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 – 91 УК РФ), назначение наказания (ст. 88 – 89 УК РФ), освобождение от наказания и помещение в специальное учебно – воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования (ст. 92 УК РФ).

В ч. 2 ст. 20 УК РФ перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до четырнадцати лет возраст уголовной ответственности. Их можно разделить на несколько групп:

- связанные с физическим насилием или его угрозой – убийство (ст. 105 УК РФ),  умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), изнасилование (ст.131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ);

- связанные с завладением чужим имуществом – кража (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ),  вымогательство (ст. 163 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);

- иные категории – истязание (ст. 117 УК РФ), Заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ), террористический акт ( ст. 205 УК РФ), содействие террористической деятельности ( ст. 205.1 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности ( ст. 205.3 УК РФ), организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ), организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст. 213 УК РФ), незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ), Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228.1 УК РФ)

Ст. 88 УК РФ определяет виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, которым являются:

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение свободы;

- лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние старших по возрасту лиц.

С учетом вышеизложенного, можно отметить, что особенности административной и уголовной ответственности несовершеннолетних заключаются в применении уполномоченными органами к несовершеннолетним определенных мер наказания, преследующих в первую очередь воспитательный характер и с учетом наказаний – направленных на недопущение их совершения в дальнейшем.

Условия осуществления частной охранной деятельности.

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 Федерального Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 г. №2487-1, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На охранную деятельность распространяются следующие ограничения:

-                скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений;

-                выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

-                собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

-                осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

-                прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

-                совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

-                фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

-                разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-                передавать свою лицензию для использования ее другими лицами;

-                использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;

-                получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации.

Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.

Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны.

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;

2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности.

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.

Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

-                предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

-                стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

-                обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

-                немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Законом им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

На частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.

Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

-                для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

-                для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

-                для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

-                для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

-                для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;

-                для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России