Управление по вопросам миграции

История создания и становления подразделений по вопросам миграции

Первые основы эффективной миграционной политики России сформировались еще в конце XVII века и нашли отражение в изданных Екатериной II манифестах «О свободном поселении иностранцев в России» и «О дозволении всем иностранцам въезжающим, селиться, где пожелают» Миграционную политику в тот период реализовывали Особенная канцелярия Министерства полиции и внутренних дел, Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел и Переселенческое управление.

В XVI-XVIII веках были приняты законодательные акты миграционной политики в виде «указывающих грамот», «пашпортов» и «знаток». И только к началу XIX века в России установилась система контроля, закрепляющая за российскими и иностранными подданными места проживания с помощью систем учёта населения, а также документов, удостоверяющих личность.

Создание Паспортно-визовой службы тесно связано с учетом населения в СССР. В соответствии с декретом ВЦИК от 25 июня 1919 года все граждане, достигшие 16-летнего возраста, были обязаны иметь трудовую книжку, в которой указывалось не только место работы, но и прописка.

По завершении периода военного коммунизма и с началом НЭПа паспортно-визовые правила были существенно либерализованы. Так, Декрет января 1922 года предоставил право беспрепятственного передвижения по всей территории РСФСР всем гражданам страны.

20 июня 1923 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР «Об удостоверении личности» с 1 января 1924 года вводятся специальные срочные (на 3 года) удостоверения личности, получение которых не являлось обязательным, вместе с тем, паспорта, виды на жительство и трудовые книжки подлежали аннулированию. Организация работы по учёту и контролю за пребыванием иностранных граждан была возложена на Центральное административное управление НКВД.

Декрет ВЦИК от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях» предусматривал обязанность в 48 часов с момента прибытия граждан зарегистрировать запись об этом в домовой книге в соответствующем отделении милиции.

В июле 1927 года новым Декретом «Об удостоверении личности», отменившим Декрет 1923 года, введено единое на всей территории РСФСР удостоверение личности.

В нем указывались: имя, фамилия, отчество гражданина, дата и место его рождения, адрес, род занятий, отношение к воинской обязанности, наличие иждивенцев. В связи с проведением индустриализации, приведшей к массовой миграции трудоспособного населения, 27 декабря 1932 года издано постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Все граждане СССР от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте и в совхозах, обязаны были иметь паспорта.

Паспортно-визовая служба МВД России (ПВС) была образована в 1932 году в структуре МВД России и состояла из паспортной службы, службы виз и регистраций. К основным задачам ПВС относилось правоприменение нормативно-правовых актов в сфере:

- регистрационного учёта;

- выдачи и замены основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

- приобретения гражданства Российской Федерации и отказа от него;

- контроля за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Федеральная миграционная служба создана указом Президента России от 14 июня 1992 г. на базе Комитета по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения РФ. В 1992 году пришлось решать сразу несколько ключевых задач: организовывать встречи и размещение сотен тысяч людей, большинство из которых – соотечественники, вынужденные покинуть места своего постоянного жительства. Высокий миграционный прирост позволил в тот момент смягчить демографический кризис. Были определены дополнительные задачи миграционной службы в виде создания системы иммиграционного контроля и регулирования внешней трудовой миграции.

В конце 1999 года Указом Президента России Федеральная миграционная служба была преобразована в Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Министерство было создано на базе Службы и бывшего Министерства по делам национальностей.

В 2001 году Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике было ликвидировано, а его функции переданы МВД России.

ФМС России вновь была создана на основании пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 все правоприменительные функции и функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, возложенные на Паспортно-визовую службу МВД России, переданы Федеральной миграционной службе. Окончательное расформирование Паспортно-визовой службы произошло с 1 января 2006 года с образованием территориальных органов ФМС России, объединивших подразделения паспортно-визовой службы и подразделения по делам миграции МВД России, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения. Таким образом, ФМС России в течение 10 лет являлась самостоятельной, однако работала в тесном взаимодействии с органами внутренних дел.

5 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральная миграционная служба упразднена, а её функции и полномочия переданы Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ФМС России до упразднения - федеральный орган исполнительной власти, реализовывавший государственную политику в сфере миграции и осуществлявший правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Те же функции призвано осуществлять Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, и соответственно, Управление по вопросам миграции УМВД России по Орловской области.

Управлением по вопросам миграции осуществляется оформление:

- регистрации российских и иностранных граждан по месту жительства и учета иностранных граждан по месту пребывания;

- паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации, в том числе для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

- приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;

- разрешений на временное проживание в Российской Федерации и видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- разрешительных документов на привлечение и использование иностранной рабочей силы и на право работы;

- свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Кроме того, реализуется законодательство о российском гражданстве, предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, статуса беженца, вынужденного переселенца.

Подразделениями по вопросам миграции принимаются меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции. Организовывается работа по проведению проверок мест компактного пребывания иностранцев и осуществления ими трудовой деятельности для выявления и пресечения каналов нелегальной миграции, административных правонарушений и преступлений. К иностранцам, допустившим нарушение российского законодательства, или чье пребывание (проживание) на территории Российской Федерации признано нежелательным, применяется сокращение срока пребывания в стране, административное выдворение, депортация, реадмиссия, запрет на въезд в Российскую Федерацию.

Контакты

Адрес: 302023, г. Орёл, пер. Артельный, д. 7 (схема проезда)

Приемная: тел.: 8 (4862) 54-04-14,

тел./факс: 8 (4862) 54-13-26

Официальная страница: https://57.мвд.рф/ms

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России